Конференция организована Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Правительством Москвы.
Дата проведения: 01 февраля 2017 года
Место проведения: Москва, ул. Новый Арбат д. 36/9, сектор «С»
Целевая аудитория конференции:
Итоги конференции:
Участие в конференции приняли представители более 30 стран и всех регионов России.
Участники международной конференции обсудили результаты международных исследований качества образования, их практическое использование, а также влияние проводимых в образовательных системах разных стран преобразований на уровень подготовки школьников.
Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что, по результатам исследований 2015 года, Россия сохранила лидирующие позиции в математическом и естественнонаучном образовании по итогам исследования TIMSS и продемонстрировала одну из самых лучших в мире динамик улучшения результатов в исследовании PISA, изучающем читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность 15-летних учащихся. «Нужно проанализировать, какие факторы обусловили такую динамику, и какие усилия ещё нужно предпринять», - заявил Сергей Кравцов. По его словам, положительное влияние на качество школьного образования в России оказало введение новых образовательных стандартов, обновивших содержание школьного образования, введение национальных экзаменов в 11 и 9 классах, объективная оценка знаний выпускников на ЕГЭ и работа с результатами этой оценки для решения выявленных проблем. Он отметил важность комплексного подхода к улучшению качества образования в школах России, включающего, в том числе, объективную аттестацию учителей и директоров школ, работу по повышению квалификации педагогов, оснащение современным учебным оборудованием.
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева рассказала о задачах по совершенствованию качества российского образования. Она констатировала, что введение государственных образовательных стандартов стало важным этапом в развитии российского образования в последние годы, отразившимся в том числе и на результатах России в сравнительных международных исследованиях качества образования. «Наши результаты показывают, что новые стандарты соответствуют современным международным тенденциям в образовании. Однако совершенствование стандартов еще не завершено. Принимаются меры по включению в них базового содержания по учебным предметам, стандарты должны обеспечить базу для творческого развития наших детей, для формирования у него интереса к учебе, проявления таланта. Важно повысить и укрепить воспитательную роль школы», - заявила Ольга Васильева. Она отметила, что повышение результатов российских участников в международных исследованиях приходится на период введения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По словам министра, за несколько последних лет была проделана колоссальная работа по совершенствованию формы этого экзамена, исключению из него тестовой части, повышению объективности и улучшению технологического оснащения ЕГЭ. Ольга Васильева добавила, что необходимо расширить систему независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся, в том числе выстраивая систему всероссийских проверочных работ, которые в этом году пройдут для учащихся 4, 5 и 11 классов. Министр также обратила внимание, на необходимость устранения неравенства в образовании, на развитие для этих целей соответствующих управленческих механизмов.
Старший менеджер проекта PISA Питер Адамс познакомил участников конференции с результатами последнего исследования, проведённого в 2015 году, и представил свой анализ факторов, повлиявших на изменение результатов в разных странах. С аналогичным докладом об исследовании TIMSS выступила старший научный сотрудник Международной ассоциации по оценке учебных достижений Паула Корснакова.
С краткими обзорами результатов своих стран в международных исследованиях и факторов, повлиявших на их изменение, выступили представители Болгарии, Израиля, Литвы, Турции, Эстонии и Германии. Мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина рассказали о преобразованиях, проведённых в системе школьного образования Москвы, которые позволили московским школам выйти на лидирующие позиции в мире.