Краткая информационная справка об исследовании PIAAC

Скачать краткую информационную справку об исследовании PIAAC (PDF, 242 KB)

Общая информация об исследовании PIAAC

Международное исследование компетенций взрослого населения PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies) — это самое полное в мировой практике международное исследование навыков взрослого населения, существующее сегодня. Данное исследование сконцентрировано на изучении ключевых компетенций и навыков взрослого населения, его основная цель — изучение грамотности в условиях развития информационных технологий и оценивание уровня навыков, необходимых взрослому населению для продуктивного участия в жизни общества, на основе системного подхода, реализуемого в разных странах-участницах. Международное исследование PIAAC реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и проводится благодаря сотрудничеству между правительствами участвующих стран и международным консорциумом организаций и исследовательских институтов. Национальным центром проведения исследования PIAAC в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Потребность в данных, связанных с навыками и образованием взрослого населения, появилась достаточно давно: правительства многих стран заинтересованы в том, чтобы их граждане оставались конкурентоспособными в условиях глобализации экономики, а также в том, чтобы национальные рынки труда сохранили свою гибкость и готовность удовлетворять изменяющиеся потребности населения. Помимо этого, перед многими странами стоят проблемы, связанные со старением населения и необходимостью стимулировать участие населения в трудовой деятельности. Именно необходимость получения эмпирических данных спровоцировала появление ряда международных исследований, ставивших своей целью решение этих проблем. В середине 1990-х годов в рамках Международного исследования грамотности взрослых (IALS) было проведено измерение навыков взрослого населения в 22 странах. В 2003 году в рамках исследования грамотности и жизненных навыков взрослого населения (ALL) было проведено измерение навыков взрослого населения в 11 странах. Эти исследования показали, что навыки взрослого населения могут быть успешно измерены, в том числе и на международном уровне, и таким образом заложили основу для развития исследования PIAAC.

В качестве особенности исследования PIAAC можно назвать сочетание когнитивного и некогнитивного инструментария, то есть непосредственно заданий, нацеленных на выявление уровня навыков, которыми обладает респондент, и биографической анкеты, которая включает более 200 переменных, представляющих многоплановую информацию о респонденте: возраст, образование, профессиональный статус, сфера занятости и др., а также данные об использовании навыков на рабочем месте и в повседневной жизни. Возможность получения контекстных данных позволяет глубже понять причины, влияющие на востребованность некоторых навыков.

В рамках исследования PIAAC проводится оценивание уровня компетенций взрослого населения, понимаемых как грамотность в широком смысле — заинтересованность и умение людей пользоваться социально-культурными средствами, в том числе цифровыми технологиями и средствами коммуникации, для получения, управления, интегрирования и оценки информации, формирования новых знаний и общения. Исследование реализуется в трех основных предметных областях: читательская грамотность, математическая грамотность и адаптивное решение задач. ОЭСР дает следующее определение этим базовым областям.

  • Читательская грамотность. Умение понимать и использовать информацию из разнообразных письменных текстов в различных ситуациях для получения знаний, достижения целей и развития потенциала, что является одним из основных требований для совершенствования навыков и обеспечения устойчивого экономического и социального развития. Особенностью исследования PIAAC является и то, что оно проводится в компьютерном формате, что дает возможность оценить способность к чтению и использованию не только обычных текстов, но и электронных (например, использование гиперссылок, размещенных в тексте).
  • Математическая грамотность. Способность использовать, применять, интерпретировать и передавать математические данные. Это важный навык в эпоху, когда люди сталкиваются с растущим количеством и более широким диапазоном числовой и математической информации в повседневной жизни. Математическая грамотность — это компетенция, которая неотделима от читательской грамотности, поэтому важно определить, каким образом эти две компетенции соотносятся друг с другом.
  • Адаптивное решение задач. Этот раздел исследования связан со способностью взрослого человека с помощью цифровых технологий, электронных устройств и сети Интернет получать доступ к информации, использовать ее и оценивать достоверность полученной информации, а также взаимодействовать с другими людьми и выполнять практические задачи в постоянно меняющихся условиях. Данная способность не идентична компьютерной грамотности, а скорее представляет собой когнитивные навыки, необходимые в информационной среде, например способность критически оценивать имеющуюся информацию и применять ее для решения конкретных задач.

Информация об участниках исследования PIAAС

Международное исследование компетенций взрослого населения PIAAC — это самое крупное когда-либо проводившееся исследование подобного рода. В рамках данного исследования изучается интерес и позиция взрослого населения в отношении технологий и средств коммуникации, способность взрослого населения адаптировать и развивать технологии поиска, сбора и использования информации, а также способности взрослых к обучению и общению с другими людьми. Полученная информация даст возможность эффективнее применять достижения в области образования разных стран.

В исследовании PIAAC могут принимать участие представители взрослого населения стран-участниц в возрасте от 16 до 65 лет. В целевую группу не включаются лица, проживающие в жилищных единицах коллективного проживания (например, заключенные или военнослужащие, проживающие в казармах).

Первый цикл исследования PIAAC состоял из трех раундов сбора данных. В общей сложности в первом цикле исследования приняли участие 38 стран.

Страны — участницы первого цикла исследования PIAAC:

Раунд 1 (2008-2013)

·       Австралия

·       Австрия

·       Бельгия (Фландрия)

·       Канада

·       Чешская Республика

·       Дания

·       Эстония

·       Финляндия

·       Франция

·       Германия

·       Ирландия

·       Италия

·       Япония

·       Республика Корея

·       Нидерланды

·       Норвегия

·       Польша

·       Российская Федерация

·       Словакия

·       Испания

·       Швеция

·       Великобритания (Англия и Северная Ирландия)

·       США

Раунд 2 (2012-2016)

·       Чили

·       Греция

·       Индонезия

·       Новая Зеландия

·       Сингапур

·       Израиль

·       Словения

·       Турция

·       Литва

Раунд 3 (2016-2019)

·       Эквадор

·       Венгрия

·       Казахстан

·       Мексика

·       Перу

·       США

 

Второй цикл исследования PIAAC проводится в 2018-2024 гг.

В 2019-2020 гг. в Российской Федерации при участии Международного координационного центра прошла подготовка к апробационному этапу второго цикла исследования PIAAC. В 2021 году запланировано проведение апробационного этапа второго цикла исследования PIAAC. Сбор данных апробационного этапа будет проходить в апреле-июне 2021 года. В 2022 году планируется проведение основного этапа второго цикла исследования PIAAC.

Во втором цикле исследования PIAAC примут участие следующие страны: Австралия, Австрия, Бельгия (Фландрия), Великобритания (Англия), Германия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Сингапур, Словакия, США, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония.

Информация о целях проведения и особенностях исследования PIAAC в Российской Федерации

Результаты исследования PIAAC помогают правительствам стран-участниц точнее понять, как можно улучшить базовые навыки взрослого населения с помощью образования и профессиональной подготовки.

Цель исследования — создание необходимой и достаточной статистической и аналитической базы для решения ключевых стратегических задач в области развития компетенций взрослого населения и национальной образовательной политики.

Исследование PIAAC предусматривает сбор базовых данных о демографических и образовательных характеристиках людей, а также ретроспективной информации о занятости, перерывах в трудовой деятельности, смене работы, участии в программах социальной помощи и официальных и неформальных программах обучения. Это позволит провести оценку механизмов, посредством которых происходит приобретение или утрата навыков. Другими словами, исследование PIAAC предоставляет информацию, которая помогает:

  • лучше понять, насколько эффективно функционируют системы образования и обучения в Российской Федерации;
  • выделить сферы, в отношении которых население Российской Федерации обладает недостаточными навыками, а также причины отсутствия сформированности этих навыков;
  • определить расхождения между реальными потребностями современного российского рынка труда и навыками, формируемыми системами образования и обучения;
  • проанализировать свойственные российской действительности особенности перехода молодых специалистов от обучения к работе;
  • выделить группы населения, находящиеся в зоне риска в связи с отсутствием или недостаточной сформированностью навыков, необходимых для продуктивного участия в жизни современного российского общества;
  • проанализировать связи между ключевыми когнитивными навыками и такими переменными, как демографические показатели, образование и состояние здоровья.

В качестве основных особенностей исследования PIAAC в Российской Федерации можно указать следующие.

  • Характер составления выборки апробационного этапа второго цикла исследования PIAAC: отбор территориальных точек, в которых будет проводиться сбор эмпирической информации, на основе случайного вероятностного отбора: а) субъектов Российской Федерации из общего списка таких субъектов, б) городских и/или сельских населенных пунктов в каждом из субъектов Российской Федерации, отобранных из общего списка таких населенных пунктов.
  • Скрининговый механизм отбора респондентов для участия в апробационном этапе второго цикла исследования PIAAC: с помощью отборочной анкеты из всех представителей домохозяйства для участия в исследовании отбирается как минимум один респондент. Механизм отборочной анкеты работает таким образом, что при наличии нескольких людей в рамках одного домохозяйства, удовлетворяющих требованиям для участия в исследовании PIAAC, в качестве респондентов случайным образом будут отобраны два представителя домохозяйства.

 

Фоновая картинка