Термины и сокращения
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.
ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития.
п. п. – процентный пункт, единица, применяемая для сравнения величин, выраженных в процентах. Так, если доля мужчин среди молодых педагогов по результатам исследования 2013 года составляла 20%, а в 2018 году – 26%, то число мужчин среди учителей выросло на 6 процентных пунктов. В обычном процентном исчислении этот показатель увеличился на 30%.
Россия-13, Россия-18 – данные по России в исследованиях TALIS в 2013 и 2018 году соответственно.
Среднее по ОЭСР – средний результат среди стран – участниц исследования из ОЭСР.
Среднее по TALIS – средний результат среди всех стран – участниц исследования TALIS в 2018 году.
Учащиеся с ОВЗ – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Об исследовании TALIS-2018
Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) является масштабным и авторитетным международным сопоставительным исследованием школьной образовательной среды, условий профессиональной деятельности и развития учителей, проводимым под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование TALIS 2018 года – это третий цикл исследования TALIS (первый цикл состоялся в 2008 году, второй – в 2013 году).
Российская Федерация принимает участие в исследовании с 2008 года и в 2018 году участвовала в исследовании наряду с 47 другими странами.
Данное исследование представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров с целью сбора данных о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри образовательных организаций. Школьные учителя и директора школ рассказывают о своем профессиональном развитии, педагогической практике, профессиональных вызовах, оценке своей работы и обратной связи, которую они получают и предоставляют.
Результаты исследования TALIS являются существенной составляющей комплексного представления системы образования в Российской Федерации. В то же время важно понимать, что данные строятся на ответах респондентов, отражающих их мнение по конкретному вопросу, и не могут претендовать на абсолютную объективность.
Сводные результаты
В Таблице 1 указаны некоторые результаты исследования российских участников в 2013 и 2018 гг., в сравнении со средними результатами всех стран – участниц TALIS-2018.
Таблица 1. Краткая характеристика результатов TALIS в 2013 и 2018 гг.
Показатель |
Россия-13 |
Россия-18 |
TALIS-18 |
Характеристика участников исследования |
|||
Доля женщин среди педагогов |
85,6% |
85% |
69,2% |
Доля женщин среди директоров школ |
77,6% |
69,2% |
48,9% |
Доля молодых [1] учителей |
12,3% |
10,9% |
11,5% |
Доля учителей с бессрочным трудовым договором |
91,5% |
90,4% |
79,9% |
Школьный контекст |
|||
Доля директоров, указавших, что в 5–9 классах более 10% учащихся, для которых русский язык неродной |
8,4% |
12,4% |
21,9% |
Доля директоров, указавших, что в 5–9 классах более 30% учащихся, живущих в социально неблагоприятных условиях |
4,1% |
1,9% |
18,1% |
Доля директоров, указавших, что в 5–9 классах более 10% учащихся с ограниченными возможностями здоровья |
2,9% |
2,3% |
22,9% |
Доля директоров, сообщивших о наличии запугивания и травли в школе |
0,9% |
2% |
13,1% |
Трудовые будни учителей и директоров |
|||
Средняя доля от общего времени, которое директора тратят на деятельность, связанную с учебным планом |
15,8% |
13,3% |
17,5% |
Доля директоров школ, сообщивших, что учителя принимают активное участие в определении содержания учебных курсов |
57,7% |
46,9% |
43,6% |
Указанное учителями среднее количество часов в неделю на административную работу |
4,1 |
3,4 |
2,7 |
Доля учителей сообщивших, что сотрудники этой школы имеют возможность активно участвовать |
87,1% |
86,8% |
77,9% |
Доля учителей, указавших, что на уроках часто дают задания, направленные на групповую работу учащихся |
43,3% |
42,5% |
52,7% |
Профессиональное становление |
|||
Доля учителей, указавших, что имеют наставника |
9,8% |
11,4% |
11,5% |
Доля учителей, причисляющих себя к наставникам |
17,3% |
18,1% |
13,3% |
Доля молодых учителей, ощущающих высокую потребность в развитии навыков обучения учащихся с ОВЗ |
9,8% |
18,9% |
29,1% |
Самочувствие и удовлетворенность работой |
|||
Доля учителей, желающих сменить школу при наличии возможности |
12,3% |
12,2% |
21,3% |
Доля учителей, согласных с тем, что их профессия ценится в обществе |
44,3% |
43,2% |
32,4% |
Доля директоров, сожалеющих о том, что заняли эту должность |
7,1% |
7,1% |
7,4% |
Характеристика российских участников исследования
Социально-демографические характеристики
В исследовании TALIS в 2018 г. в итоговых расчетах учитывались данные 4011 учителей-предметников, преподающих в 5–9 классах, и 230 директоров школ.
Среди участников преобладают женщины: доля женщин среди учителей – 85% [2], среди директоров – 69% (среди российских участников TALIS в 2013 г. – 86% и 78% соответственно).
Средний возраст директора школы составляет 50 лет, наиболее крупная когорта директоров находится в возрасте от 40 до 59 лет (73%), что соответствует среднему показателю во всех странах – участницах исследования. Средний возраст учителей – 46 лет (среднее по TALIS-18 – 43 года).
Стаж работы учителей составляет в среднем 21 год; директора работают на своей должности в среднем 11 лет, а до этого работали в среднем 22 года учителем.
Образование и подготовка
Большинство (75%) учителей указали, что получили высшее образование по программам специалитета или магистратуры, 17% – по программе бакалавриата, 6% – со средним профессиональным образованием (СПО), 2% – ниже СПО, 1% – аспирантура или выше.
По сообщениям директоров, среди них 88% окончили специалитет или магистратуру (что на 31 п. п. больше, чем в среднем по TALIS-18), а 4% прошли подготовку кадров высшей квалификации. Отличительная особенность российских руководителей школ заключается в том, что программа или курс по подготовке школьных администраторов был пройден ими в половине случаев после назначения на должность директора и лишь в 19% случаев до него, в то время как в среднем по исследованию заранее к посту директора готовится каждый третий кандидат.
Статус занятости
Подавляющее большинство (90%) педагогов сообщили, что работают по бессрочным трудовым договорам (в среднем по ОЭСР – 82%) и в большинстве случаев (93%) заняты только в одной школе.
Бóльшая часть учителей в выборке исследования преподают чтение, письмо и литературу (22%), второе место по количеству педагогов делят общественные и естественные науки (17%), далее – математика (16%).
Школьный контекст, ресурсы и практики
Контингент учащихся школ
Согласно ответам директоров, с 2013 по 2018 год увеличилось на 4 п. п. количество учителей, работающих в школах, где обучаются более 10% учеников, для которых русский язык неродной. При этом количество педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учениками, живущими в неблагополучных социальных условиях, несколько сократилось.
Практики поликультурности
Согласно ответам педагогов (68%) и руководителей школ (81%), в большинстве учебных заведений распространена поддержка мероприятий или организаций, которые поощряют выражение этнической и культурной идентичности учащихся (в среднем по ОЭСР – 54% и 61% соответственно). Также в школах популярна практика проведения межнациональных праздников: об этом сообщили 64% учителей и 82% директоров образовательных организаций (в среднем по ОЭСР – 45% и 55% соответственно). Кроме того, большинство педагогов (76%) и руководителей школ (84%) подтвердили наличие в их школах практики обучения школьников борьбе с этнической и культурной дискриминацией (в среднем по ОЭСР – 70% и 80% соответственно).
Школьная травля
Только 2% директоров российских школ признают, что как минимум еженедельно в школе происходит запугивание или травля среди учащихся (в среднем по TALIS – 13%).
Дисциплина
Российские учителя оценивают уровень дисциплины на уроках выше, чем в среднем в странах – участницах исследования TALIS (см. рисунок 3).
Кадровые ресурсы
Большинство директоров (58%) заявили, что за год к ним на работу пришли от 1 до 5 новых учителей, 10% руководителей сообщили о кадровом пополнении в объеме 6–10 человек, и 4% – о приеме на работу более 10 преподавателей.
Что касается ухода учителей, в половине случаев (53%) из школ ушли 1–5 педагогов за год, в 7% случаев это количество составило 6–10 человек, и только 1% школ потерял за год более 10 учителей.
Трудовые будни учителей и директоров
Занятость на работе
По общей оценке российских учителей, длительность рабочей недели в 2018 году стала в среднем на три часа короче, чем в 2013-м, и составляет теперь 43 часа (по 60 минут), однако указанное российскими педагогами время почти на 5 часов больше, чем у зарубежных коллег.
При этом чуть больше половины этого времени посвящено преподаванию – 24 часа (на 4 часа больше среднего по TALIS), a остальное время уходит на другие задачи: планирование и подготовку к урокам – 9 часов (что на 2 часа больше среднего по TALIS), проверку работ – 5 часов, работу с коллегами и профессиональное развитие – по 4 часа, общую административную работу – 3 часа.
Распределение функций директоров в учебном году представлено на рисунке 4.
По сравнению со своими зарубежными коллегами, в среднем директор российской школы тратит меньше времени на деятельность, связанную с учебным планом и преподаванием, – 13%. При этом данная деятельность часто признается ключевым компонентом управления образовательным процессом [3].
Вопросы управления и принятия решений
Согласно ответам директоров, в 92% школ есть управленческие команды [4] (в среднем по ОЭСР – 87%). Состав управленческих команд указан на рисунке 5.
Почти все руководители (99,8%) отмечают, что персонал учебных заведений имеет возможность активно участвовать в принятии школьных решений (в среднем по ОЭСР – 98%), однако не всегда такую высокую вовлеченность подтверждают сами педагоги (87% – в России и 77% – в среднем по странам ОЭСР).
Зоны ответственности
Практически все руководители сообщают о своем участии в кадровой политике, при этом в меньшей степени они вовлечены в решение вопросов оплаты труда педагогов.
В зону ответственности российских учителей, по словам директоров, часто входит выбор учебных материалов (60% против 72% в странах ОЭСР), учебных программ и курсов, которые будут предложены учащимся (58% против 39% в странах ОЭСР), определение содержания учебных программ (46% против 52% в странах ОЭСР), а также вопросы дисциплины (38% против 40% в странах ОЭСР) и политики оценивания (40% против 42% в странах ОЭСР).
Сотрудничество в коллективе
Большинство директоров и педагогов (93% и 94% соответственно) отмечают, что в их школах сотрудников объединяют общие представления о преподавании и обучении (в среднем по ОЭСР – 85% и 75% соответственно), а также 95% директоров и 87% педагогов сообщают о высоком уровне ответственности за школьные вопросы (в среднем по ОЭСР – 88% и 75% соответственно).
Кроме того, Россия вошла в десятку стран с наивысшими оценками культуры сотрудничества, характеризующейся взаимной поддержкой: о наличии такой культуры сообщили 90% учителей (в среднем по ОЭСР – 81%).
Практики преподавания
В большинстве случаев учителя в начале занятий обозначают цели урока (85%) и объясняют, как связаны новая и старая темы (82%). Российские педагоги, по сравнению со средним показателем по всем странам – участницам исследования TALIS, реже подводят краткий итог предыдущего занятия (66% против 76%), реже сообщают о планируемых результатах урока (80% против 90%), реже дают задания, направленные на групповую работу учащихся (43% против 53%).
Самый популярный метод оценки знаний учащихся состоит в наблюдении за ними во время выполнения конкретного задания, чтобы незамедлительно дать рекомендации, – это делают 69% учителей. На регулярной основе учителя используют собственную систему оценивания (39%), а 37% учащихся применяют самооценивание. Наименее часто учителя оставляют письменные отзывы о работе учащегося в дополнение к отметке (16%).
Профессиональное становление
Путь в педагогическую профессию
Большинство (73%) учителей сообщили, что педагогика стала первой областью, которую они выбрали для карьеры. Чаще сразу выбирали педагогическую работу женщины (75% против 62%), а также педагоги от 30 лет и старше (75% против 67%).
Основными мотивами, побудившими к выбору профессии учителя, стали возможность сделать свой вклад в развитие общества (91%) и возможность влиять на развитие детей и молодежи (88%). Те, для кого профессия учителя явилась не первым карьерным выбором, чаще аргументируют свой выбор стабильностью, надежностью и защищенностью данной работы.
Только 28% школ, по заявлению директоров, используют официальную программу введения молодого педагога в профессию [5] (в среднем по TALIS – 56%), 12% признали, что в их школе отсутствуют программы введения в профессию. При этом две трети (67%) всех учителей заявляют, что они не проходили программу введения в профессию при первом трудоустройстве в качестве учителя, и чуть меньше (65%) – что не участвовали в адаптационных мероприятиях в школе, в которой работают на момент опроса.
Наставничество
В среднем в странах, участвовавших в исследовании, каждый третий директор признается, что в настоящее время учителям недоступна программа наставничества в их школе, а в России – только 8%. Однако сами учителя намного реже отмечают наличие практики наставничества: имеют наставника 11% учителей в целом и 27% учителей с опытом работы менее 5 лет. Кроме того, 18% педагогов сами являются назначенными наставниками для коллег.
Участие в профессиональном развитии
Наиболее популярными методами профессионального развития у российских учителей и директоров является чтение профессиональной литературы (91% и 97% соответственно).
Потребности молодых учителей в профессиональном развитии
Рейтинг потребностей молодых учителей (моложе 30 лет) в профессиональном развитии представлен на рисунке 10.
Оценка работы учителей
Самыми популярными методами официальной оценки работы педагогов в России являются: оценка по результатам деятельности в классе и школе (общая успеваемость, успешность проектов, результаты тестов) – 100%, наблюдение за работой учителя в классе – 99,5% и результаты внешних тестирований учащихся (например, результаты национальных тестов) – 99%.
Все директора сообщают, что после оценки разрабатывается план профессионального развития или план подготовки учителя; почти все (96% и 95% соответственно) – что назначается наставник и увеличивается заработная плата преподавателя, выплачивается премия; чуть более трети (39%) используют такие меры, как увольнение или отказ в продлении трудового договора.
Обратная связь [6]
В России 98% педагогов рассказали, что за время работы в школе получали обратную связь по своей работе (в среднем по ОЭСР – 90%). При этом 56% учителей получали отзывы о работе из внешних источников и 98% – из разных источников на уровне школы (в среднем по ОЭСР – 38% и 88% соответственно).
Самыми популярными методами сбора информации для обеспечения обратной связи являются наблюдение за учителями в ходе занятий (96%) и оценка по результатам деятельности в классе и школе (например, по успеваемости учащихся, успешности проектов, результатам тестов) (96%). Несколько реже используются опросы учеников (83%) и самооценка учителей (87%).
Большинство российских педагогов (82%) заявили, что обратная связь, полученная ими за последние 12 месяцев, оказала положительное влияние на их преподавательскую практику (в среднем по ОЭСР – 71%). При этом количество положительных отзывов у мужчин меньше, чем у женщин (76% против 86%).
Самочувствие и удовлетворенность работой
Стресс и негативные последствия работы учителем
Примерно каждый пятый (21%) педагог указал, что совсем не испытывает стресс на работе (в среднем по ОЭСР – 9%). Молодые учителя сильнее подвержены стрессу, чем пожилые и более опытные (7% – младше 30 лет против 2% – старше 50 лет).
Кроме того, 16% учителей сообщили, что работа в значительной или большой степени отрицательно сказывается на их психоэмоциональном состоянии, и 15% указали, что ощущают значительный или сильный негативный эффект в отношении физического здоровья.
К основным источникам стресса директора школ и учителя относят избыток административной работы (59% и 39% соответственно), необходимость выполнять постоянно меняющиеся требования со стороны муниципальных и региональных органов образования (53% и 46% соответственно), ощущение ответственности за учебные достижения учеников (50% и 40% соответственно).
Удовлетворенность работой и профессией
В целом российские учителя показывают очень высокую удовлетворенность своей работой, что можно подтвердить и низким показателем желающих сменить ее при условии наличия такой возможности (12% – в России, 21% – по TALIS, 39% – в Сингапуре). При этом только менее половины (43%) педагогов согласны с утверждением, что профессия учителя ценится в обществе (в среднем по странам ОЭСР – 26%).
Среди руководителей российских школ 97% отмечают, что им нравится работать в школе, которую они возглавляют (в среднем по ОЭСР – 96%). Кроме того, 75% считают, что преимущества их профессии явно перевешивают ее недостатки, и только 7% сожалеют о том, что стали директорами школ (в среднем по ОЭСР – 81% и 7% соответственно).
Удовлетворены своей зарплатой только треть учителей (среди мужчин – 40%, среди женщин – 31%) и 46% руководителей школ (в поселках до 3 тыс. жителей – 36%, в городах до 100 тыс. жителей – 52%, в городах более 100 тыс. жителей – 59%).
Желание оставить профессию
Примерно каждый пятый (22%) педагог в возрасте моложе 55 лет хочет поменять род деятельности в течение ближайших 5 лет (в среднем по ОЭСР – 15%). Наибольшее количество учителей, выразивших желание оставить профессию в течение 5 лет, принадлежат к возрастным группам до 35 лет (25%) и 45–54 года (28%).
Среди директоров в течение ближайших 5 лет собираются уйти 44% опрошенных в возрасте моложе 55 лет (в среднем по ОЭСР – 19%), при этом 27% – в возрасте моложе 45 лет.
[1] Здесь и далее к молодым учителям относятся педагоги моложе 30 лет.
[2] В тексте отчета и на рисунках, если не указано иное, представлены результаты российских участников в исследовании TALIS в 2018 г.
[3] OECD (2016) School Leadership for Learning: Insights from TALIS 2013 [Электронный ресурс]. – TALIS, OECD Publishing, Paris. – Режим доступа: https://dx.doi.org/10.1787/9789264258341-en
[4] Управленческая команда – это группа лиц, работающих в школе, которые несут ответственность за руководство и управление школой.
[5] Программа введения в профессию – ряд школьных мероприятий в официальной структурированной форме либо в виде отдельных мероприятий, направленных на адаптацию новых учителей или поддержку опытных учителей, которые оказались в конкретной школе впервые.
[6] В настоящем исследовании под «обратной связью» понимается любое сообщение, которое учитель получает относительно его работы (например, после посещения его уроков, при обсуждении с ним учебной программы или результатов учащихся).