Информационная справка по результатам исследования TALIS-2018

Скачать информационную справку по результатам исследования TALIS-2018 (PDF, 788 KB)

Термины и сокращения

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии.

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития.

п. п. – процентный пункт, единица, применяемая для сравнения величин, выраженных в процентах. Так, если доля мужчин среди молодых педагогов по результатам исследования 2013 года составляла 20%, а в 2018 году – 26%, то число мужчин среди учителей выросло на 6 процентных пунктов. В обычном процентном исчислении этот показатель увеличился на 30%.

Россия-13, Россия-18 – данные по России в исследованиях TALIS в 2013 и 2018 году соответственно.

Среднее по ОЭСР – средний результат среди стран – участниц исследования из ОЭСР.

Среднее по TALIS – средний результат среди всех стран – участниц исследования TALIS в 2018 году.

Учащиеся с ОВЗ – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Об исследовании TALIS-2018

Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) является масштабным и авторитетным международным сопоставительным исследованием школьной образовательной среды, условий профессиональной деятельности и развития учителей, проводимым под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование TALIS 2018 года – это третий цикл исследования TALIS (первый цикл состоялся в 2008 году, второй – в 2013 году).

Российская Федерация принимает участие в исследовании с 2008 года и в 2018 году участвовала в исследовании наряду с 47 другими странами.

Данное исследование представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров с целью сбора данных о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри образовательных организаций. Школьные учителя и директора школ рассказывают о своем профессиональном развитии, педагогической практике, профессиональных вызовах, оценке своей работы и обратной связи, которую они получают и предоставляют.

Результаты исследования TALIS являются существенной составляющей комплексного представления системы образования в Российской Федерации. В то же время важно понимать, что данные строятся на ответах респондентов, отражающих их мнение по конкретному вопросу, и не могут претендовать на абсолютную объективность.

Сводные результаты

В Таблице 1 указаны некоторые результаты исследования российских участников в 2013 и 2018 гг., в сравнении со средними результатами всех стран – участниц TALIS-2018.

Таблица 1. Краткая характеристика результатов TALIS в 2013 и 2018 гг.

 Показатель

 Россия-1

 Россия-18 

 TALIS-18 

 Характеристика участников исследования

 Доля женщин среди педагогов

85,6%

85%

69,2%

 Доля женщин среди директоров школ

77,6%

69,2%

48,9%

 Доля молодых [1] учителей

12,3%

10,9%

11,5%

 Доля учителей с бессрочным трудовым договором

91,5%

90,4%

79,9%

 Школьный контекст

 Доля директоров, указавших, что в 5–9 классах более 10% учащихся, для которых русский язык неродной

8,4%

12,4%

21,9%

 Доля директоров, указавших, что в 5–9 классах более 30% учащихся, живущих в социально неблагоприятных условиях

4,1%

1,9%

18,1%

 Доля директоров, указавших, что в 5–9 классах более 10% учащихся с ограниченными возможностями здоровья

2,9%

2,3%

22,9%

 Доля директоров, сообщивших о наличии запугивания и травли в школе

0,9%

2%

13,1%

 Трудовые будни учителей и директоров

 Средняя доля от общего времени, которое директора тратят на деятельность, связанную с учебным планом
и преподаванием

15,8%

13,3%

17,5%

 Доля директоров школ, сообщивших, что учителя принимают активное участие в определении содержания учебных курсов

57,7%

46,9%

43,6%

 Указанное учителями среднее количество часов в неделю на административную работу

4,1

3,4

2,7

 Доля учителей сообщивших, что сотрудники этой школы имеют возможность активно участвовать
 в принятии школьных решений

87,1%

86,8%

77,9%

 Доля учителей, указавших, что на уроках часто дают задания, направленные на групповую работу учащихся

43,3%

42,5%

52,7%

 Профессиональное становление

 Доля учителей, указавших, что имеют наставника

9,8%

11,4%

11,5%

 Доля учителей, причисляющих себя к наставникам

17,3%

18,1%

13,3%

 Доля молодых учителей, ощущающих высокую потребность в развитии навыков обучения учащихся с ОВЗ

9,8%

18,9%

29,1%

 Самочувствие и удовлетворенность работой

 Доля учителей, желающих сменить школу при наличии возможности

12,3%

12,2%

21,3%

 Доля учителей, согласных с тем, что их профессия ценится в обществе

44,3%

43,2%

32,4%

 Доля директоров, сожалеющих о том, что заняли эту должность

7,1%

7,1%

7,4%

Характеристика российских участников исследования

Социально-демографические характеристики

В исследовании TALIS в 2018 г. в итоговых расчетах учитывались данные 4011 учителей-предметников, преподающих в 5–9 классах, и 230 директоров школ.

Среди участников преобладают женщины: доля женщин среди учителей – 85% [2], среди директоров – 69% (среди российских участников TALIS в 2013 г. – 86% и 78% соответственно).

Средний возраст директора школы составляет 50 лет, наиболее крупная когорта директоров находится в возрасте от 40 до 59 лет (73%), что соответствует среднему показателю во всех странах – участницах исследования. Средний возраст учителей – 46 лет (среднее по TALIS-18 – 43 года).

Стаж работы учителей составляет в среднем 21 год; директора работают на своей должности в среднем 11 лет, а до этого работали в среднем 22 года учителем.

Образование и подготовка

Большинство (75%) учителей указали, что получили высшее образование по программам специалитета или магистратуры, 17% – по программе бакалавриата, 6% – со средним профессиональным образованием (СПО), 2% – ниже СПО, 1% – аспирантура или выше.

По сообщениям директоров, среди них 88% окончили специалитет или магистратуру (что на 31 п. п. больше, чем в среднем по TALIS-18), а 4% прошли подготовку кадров высшей квалификации. Отличительная особенность российских руководителей школ заключается в том, что программа или курс по подготовке школьных администраторов был пройден ими в половине случаев после назначения на должность директора и лишь в 19% случаев до него, в то время как в среднем по исследованию заранее к посту директора готовится каждый третий кандидат.

Статус занятости

Подавляющее большинство (90%) педагогов сообщили, что работают по бессрочным трудовым договорам (в среднем по ОЭСР – 82%) и в большинстве случаев (93%) заняты только в одной школе.

Бóльшая часть учителей в выборке исследования преподают чтение, письмо и литературу (22%), второе место по количеству педагогов делят общественные и естественные науки (17%), далее – математика (16%).

Школьный контекст, ресурсы и практики

Контингент учащихся школ

Согласно ответам директоров, с 2013 по 2018 год увеличилось на 4 п. п. количество учителей, работающих в школах, где обучаются более 10% учеников, для которых русский язык неродной. При этом количество педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учениками, живущими в неблагополучных социальных условиях, несколько сократилось.

Практики поликультурности

Согласно ответам педагогов (68%) и руководителей школ (81%), в большинстве учебных заведений распространена поддержка мероприятий или организаций, которые поощряют выражение этнической и культурной идентичности учащихся (в среднем по ОЭСР – 54% и 61% соответственно). Также в школах популярна практика проведения межнациональных праздников: об этом сообщили 64% учителей и 82% директоров образовательных организаций (в среднем по ОЭСР – 45% и 55% соответственно). Кроме того, большинство педагогов (76%) и руководителей школ (84%) подтвердили наличие в их школах практики обучения школьников борьбе с этнической и культурной дискриминацией (в среднем по ОЭСР – 70% и 80% соответственно).

Школьная травля

Только 2% директоров российских школ признают, что как минимум еженедельно в школе происходит запугивание или травля среди учащихся (в среднем по TALIS – 13%).

Дисциплина

Российские учителя оценивают уровень дисциплины на уроках выше, чем в среднем в странах – участницах исследования TALIS (см. рисунок 3).

Кадровые ресурсы

Большинство директоров (58%) заявили, что за год к ним на работу пришли от 1 до 5 новых учителей, 10% руководителей сообщили о кадровом пополнении в объеме 6–10 человек, и 4% – о приеме на работу более 10 преподавателей.

Что касается ухода учителей, в половине случаев (53%) из школ ушли 1–5 педагогов за год, в 7% случаев это количество составило 6–10 человек, и только 1% школ потерял за год более 10 учителей.

Трудовые будни учителей и директоров

Занятость на работе

По общей оценке российских учителей, длительность рабочей недели в 2018 году стала в среднем на три часа короче, чем в 2013-м, и составляет теперь 43 часа (по 60 минут), однако указанное российскими педагогами время почти на 5 часов больше, чем у зарубежных коллег.

При этом чуть больше половины этого времени посвящено преподаванию – 24 часа (на 4 часа больше среднего по TALIS), a остальное время уходит на другие задачи: планирование и подготовку к урокам – 9 часов (что на 2 часа больше среднего по TALIS), проверку работ – 5 часов, работу с коллегами и профессиональное развитие – по 4 часа, общую административную работу – 3 часа.

Распределение функций директоров в учебном году представлено на рисунке 4.

По сравнению со своими зарубежными коллегами, в среднем директор российской школы тратит меньше времени на деятельность, связанную с учебным планом и преподаванием, – 13%. При этом данная деятельность часто признается ключевым компонентом управления образовательным процессом [3].

Вопросы управления и принятия решений

Согласно ответам директоров, в 92% школ есть управленческие команды [4] (в среднем по ОЭСР – 87%). Состав управленческих команд указан на рисунке 5.

Почти все руководители (99,8%) отмечают, что персонал учебных заведений имеет возможность активно участвовать в принятии школьных решений (в среднем по ОЭСР – 98%), однако не всегда такую высокую вовлеченность подтверждают сами педагоги (87% – в России и 77% – в среднем по странам ОЭСР).

Зоны ответственности

Практически все руководители сообщают о своем участии в кадровой политике, при этом в меньшей степени они вовлечены в решение вопросов оплаты труда педагогов.

В зону ответственности российских учителей, по словам директоров, часто входит выбор учебных материалов (60% против 72% в странах ОЭСР), учебных программ и курсов, которые будут предложены учащимся (58% против 39% в странах ОЭСР), определение содержания учебных программ (46% против 52% в странах ОЭСР), а также вопросы дисциплины (38% против 40% в странах ОЭСР) и политики оценивания (40% против 42% в странах ОЭСР).

Сотрудничество в коллективе

Большинство директоров и педагогов (93% и 94% соответственно) отмечают, что в их школах сотрудников объединяют общие представления о преподавании и обучении (в среднем по ОЭСР – 85% и 75% соответственно), а также 95% директоров и 87% педагогов сообщают о высоком уровне ответственности за школьные вопросы (в среднем по ОЭСР – 88% и 75% соответственно).

Кроме того, Россия вошла в десятку стран с наивысшими оценками культуры сотрудничества, характеризующейся взаимной поддержкой: о наличии такой культуры сообщили 90% учителей (в среднем по ОЭСР – 81%).

Практики преподавания

В большинстве случаев учителя в начале занятий обозначают цели урока (85%) и объясняют, как связаны новая и старая темы (82%). Российские педагоги, по сравнению со средним показателем по всем странам – участницам исследования TALIS, реже подводят краткий итог предыдущего занятия (66% против 76%), реже сообщают о планируемых результатах урока (80% против 90%), реже дают задания, направленные на групповую работу учащихся (43% против 53%).

Самый популярный метод оценки знаний учащихся состоит в наблюдении за ними во время выполнения конкретного задания, чтобы незамедлительно дать рекомендации, – это делают 69% учителей. На регулярной основе учителя используют собственную систему оценивания (39%), а 37% учащихся применяют самооценивание. Наименее часто учителя оставляют письменные отзывы о работе учащегося в дополнение к отметке (16%).

Профессиональное становление

Путь в педагогическую профессию

Большинство (73%) учителей сообщили, что педагогика стала первой областью, которую они выбрали для карьеры. Чаще сразу выбирали педагогическую работу женщины (75% против 62%), а также педагоги от 30 лет и старше (75% против 67%).

Основными мотивами, побудившими к выбору профессии учителя, стали возможность сделать свой вклад в развитие общества (91%) и возможность влиять на развитие детей и молодежи (88%). Те, для кого профессия учителя явилась не первым карьерным выбором, чаще аргументируют свой выбор стабильностью, надежностью и защищенностью данной работы.

Только 28% школ, по заявлению директоров, используют официальную программу введения молодого педагога в профессию [5] (в среднем по TALIS – 56%), 12% признали, что в их школе отсутствуют программы введения в профессию. При этом две трети (67%) всех учителей заявляют, что они не проходили программу введения в профессию при первом трудоустройстве в качестве учителя, и чуть меньше (65%) – что не участвовали в адаптационных мероприятиях в школе, в которой работают на момент опроса.

Наставничество

В среднем в странах, участвовавших в исследовании, каждый третий директор признается, что в настоящее время учителям недоступна программа наставничества в их школе, а в России – только 8%. Однако сами учителя намного реже отмечают наличие практики наставничества: имеют наставника 11% учителей в целом и 27% учителей с опытом работы менее 5 лет. Кроме того, 18% педагогов сами являются назначенными наставниками для коллег.

Участие в профессиональном развитии

Наиболее популярными методами профессионального развития у российских учителей и директоров является чтение профессиональной литературы (91% и 97% соответственно).

Потребности молодых учителей в профессиональном развитии

Рейтинг потребностей молодых учителей (моложе 30 лет) в профессиональном развитии представлен на рисунке 10.

Оценка работы учителей

Самыми популярными методами официальной оценки работы педагогов в России являются: оценка по результатам деятельности в классе и школе (общая успеваемость, успешность проектов, результаты тестов) – 100%, наблюдение за работой учителя в классе – 99,5% и результаты внешних тестирований учащихся (например, результаты национальных тестов) – 99%.

Все директора сообщают, что после оценки разрабатывается план профессионального развития или план подготовки учителя; почти все (96% и 95% соответственно) – что назначается наставник и увеличивается заработная плата преподавателя, выплачивается премия; чуть более трети (39%) используют такие меры, как увольнение или отказ в продлении трудового договора.

Обратная связь [6]

В России 98% педагогов рассказали, что за время работы в школе получали обратную связь по своей работе (в среднем по ОЭСР – 90%). При этом 56% учителей получали отзывы о работе из внешних источников и 98% – из разных источников на уровне школы (в среднем по ОЭСР – 38% и 88% соответственно).

Самыми популярными методами сбора информации для обеспечения обратной связи являются наблюдение за учителями в ходе занятий (96%) и оценка по результатам деятельности в классе и школе (например, по успеваемости учащихся, успешности проектов, результатам тестов) (96%). Несколько реже используются опросы учеников (83%) и самооценка учителей (87%).

Большинство российских педагогов (82%) заявили, что обратная связь, полученная ими за последние 12 месяцев, оказала положительное влияние на их преподавательскую практику (в среднем по ОЭСР – 71%). При этом количество положительных отзывов у мужчин меньше, чем у женщин (76% против 86%).

Самочувствие и удовлетворенность работой

Стресс и негативные последствия работы учителем

Примерно каждый пятый (21%) педагог указал, что совсем не испытывает стресс на работе (в среднем по ОЭСР – 9%). Молодые учителя сильнее подвержены стрессу, чем пожилые и более опытные (7% – младше 30 лет против 2% – старше 50 лет).

Кроме того, 16% учителей сообщили, что работа в значительной или большой степени отрицательно сказывается на их психоэмоциональном состоянии, и 15% указали, что ощущают значительный или сильный негативный эффект в отношении физического здоровья.

К основным источникам стресса директора школ и учителя относят избыток административной работы (59% и 39% соответственно), необходимость выполнять постоянно меняющиеся требования со стороны муниципальных и региональных органов образования (53% и 46% соответственно), ощущение ответственности за учебные достижения учеников (50% и 40% соответственно).

Удовлетворенность работой и профессией

В целом российские учителя показывают очень высокую удовлетворенность своей работой, что можно подтвердить и низким показателем желающих сменить ее при условии наличия такой возможности (12% – в России, 21% – по TALIS, 39% – в Сингапуре). При этом только менее половины (43%) педагогов согласны с утверждением, что профессия учителя ценится в обществе (в среднем по странам ОЭСР – 26%).

Среди руководителей российских школ 97% отмечают, что им нравится работать в школе, которую они возглавляют (в среднем по ОЭСР – 96%). Кроме того, 75% считают, что преимущества их профессии явно перевешивают ее недостатки, и только 7% сожалеют о том, что стали директорами школ (в среднем по ОЭСР – 81% и 7% соответственно).

Удовлетворены своей зарплатой только треть учителей (среди мужчин – 40%, среди женщин – 31%) и 46% руководителей школ (в поселках до 3 тыс. жителей – 36%, в городах до 100 тыс. жителей – 52%, в городах более 100 тыс. жителей – 59%).

Желание оставить профессию

Примерно каждый пятый (22%) педагог в возрасте моложе 55 лет хочет поменять род деятельности в течение ближайших 5 лет (в среднем по ОЭСР – 15%). Наибольшее количество учителей, выразивших желание оставить профессию в течение 5 лет, принадлежат к возрастным группам до 35 лет (25%) и 45–54 года (28%).

Среди директоров в течение ближайших 5 лет собираются уйти 44% опрошенных в возрасте моложе 55 лет (в среднем по ОЭСР – 19%), при этом 27% – в возрасте моложе 45 лет.

[1] Здесь и далее к молодым учителям относятся педагоги моложе 30 лет.

[2] В тексте отчета и на рисунках, если не указано иное, представлены результаты российских участников в исследовании TALIS в 2018 г.

[3] OECD (2016) School Leadership for Learning: Insights from TALIS 2013 [Электронный ресурс]. – TALIS, OECD Publishing, Paris. – Режим доступа: https://dx.doi.org/10.1787/9789264258341-en

[4] Управленческая команда – это группа лиц, работающих в школе, которые несут ответственность за руководство и управление школой.

[5] Программа введения в профессию – ряд школьных мероприятий в официальной структурированной форме либо в виде отдельных мероприятий, направленных на адаптацию новых учителей или поддержку опытных учителей, которые оказались в конкретной школе впервые.

[6] В настоящем исследовании под «обратной связью» понимается любое сообщение, которое учитель получает относительно его работы (например, после посещения его уроков, при обсуждении с ним учебной программы или результатов учащихся).

Фоновая картинка