Краткая информационная справка об исследовании PIRLS-2021

Скачать краткую информационную справку об исследовании PIRLS-2021 (222 KB)

Информация об исследовании PIRLS 

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progressin International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности, которое проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). 

Целью данного исследования является сопоставление уровня навыков чтения и понимания текста четвероклассниками различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности в национальных системах образования.

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения
и использования информации.

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

  1. Нахождение информации, заданной в явном виде;
  2. Формулирование выводов;
  3. Интерпретация и обобщение информации;
  4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

        Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий включены:

  • Анкета для учащегося;
  • Анкета для учителя;
  • Анкета для родителей;
  • Анкета для администрации школы.

Анкета для учащихся предназначена для сбора информации об учащихся, их семьях и школах, в которых они обучаются.

Анкета для учителя начальной школы позволяет получить информацию о демографических характеристиках учителей, об особенностях школ, в которых они преподают, а также о некоторых аспектах их работы вобщем и их работы в тестируемом классе, в частности. Большой блок вопросов  посвящен обучению чтению и русскому языку в тестируемом классе. Эти вопросы касаются времени, отводимого на обучение этим предметам, организационных форм работы с учащимися, учебников, по которым ведется обучение, используемых средств обучения, работы с разными видами текстов, видов деятельности, направленных на совершенствование навыков или стратегий понимания текстов, использования на уроках компьютеров и книг из классной библиотеки, домашних заданий и оценки учебных достижений по чтению, повышения квалификации в связи
с обучением чтению.

Анкета для родителей содержит вопросы, касающиеся занятий с ребенком до школы, посещения ребенком детского сада, подготовленности к школе. Родители также отвечают на вопросы о домашних заданиях своего ребенка, о школе, в которой он учится, о роли чтения в их семье, а также на ряд вопросов о них самих и их профессиональной деятельности.

Анкета для администрации школы предназначена для получения данных о характеристиках школы, ее ресурсах, участии родителей в ее деятельности, атмосфере в школе, учителях и деятельности администрации, а также об особенностях обучения чтению.

В 2021 году исследование впервые проходит в электронном формате. Электронный формат подразумевает введение в исследование компонента ePIRLS, который исследует то, насколько хорошо учащиеся читают, интерпретируют и оценивают информацию в среде, похожей на Интернет. Они изучают веб-страницы, отвечают на вопросы, объясняют взаимосвязь явлений, интерпретируют и интегрируют информацию. Страницы содержат визуальную информацию, такую как фотографии, графики и карты, а также анимацию, гиперссылки и всплывающие окна.

Начиная с 2001 года страны, участвующие в исследовании PIRLS, раз в пять лет получают значительную информацию, позволяющую всем, от кого зависят результаты образования, принимать выверенные, обоснованные стратегические решения. Масштаб этих решений различен – от целой страны до отдельного класса, однако именно от таких решений зависит судьба читательской грамотности подрастающего поколения. 

Исследование PIRLS позволяет странам принимать научно обоснованные решения для улучшения читательских навыков. Страны используют результаты исследования для:

  • отслеживания тенденций результативности на уровне системы в глобальном контексте;
  • отслеживания влияния новой или пересмотренной образовательной политики;
  • выявления слабых мест и разработки реформ учебных программ;
  • улучшения преподавания и обучения посредством анализа данных исследования PIRLS;
  • проведения сопутствующих исследований;
  • получения обширных данных о домашних и школьных условиях для обучения чтению.

Исследование проводится один раз в 5 лет и к настоящему моменту проведены четыре цикла: в 2001 году (35 стран), в 2006 году (40 стран), в 2011 году (49 стран), в 2016 году (50 стран и 11 территорий). Российская Федерация принимает участие в исследовании PIRLS на регулярной основе, начиная с самого первого цикла.

 

Информация об участниках исследования PIRLS-2021

В 2021 году в исследовании PIRLS принимают участие 66 стран и территорий, а именно: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Бахрейн, Фламандское сообщество (Бельгия), Французское сообщество (Бельгия), Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Англия (Великобритания), Северная Ирландия (Великобритания), Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Египет, Израиль, Иордания, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кипр, Гонконг (Китай), Макао (Китай), Косово, Кувейт, Латвия, Литва, Мальта, Марокко, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Польша, Португалия, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Северная Македония, Сербия, Сингапур, Словацкая Республика, Словения, США, Тайвань, Турция, Узбекистан, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Чили, Черногория, Швеция, Южно-Африканская Республика.

От перечисленных выше странк участию также привлечены следующие территории – Онтарио и Квебек (Канада), Абу-Даби и Дубай (ОАЭ), Москва (Российская Федерация), которые выступят в качестве самостоятельных участников, и смогут сопоставить свои результаты с международным рейтингом.

 

 

Фоновая картинка