Скачать полный отчет (PDF 1744 KB)
Данные исследования TALIS-2018 свидетельствуют о том, что реализуемая политика в области образования имеет положительный эффект, однако можно определить ряд традиционных и новых вызовов, с которыми российской школе предстоит справиться. В контексте реализации национального проекта «Образование» эти вопросы привлекают к себе особое внимание.
Задачи привлечения молодых людей в школу и повышения ценности учительской профессии в обществе являются в высшей степени актуальными для российской системы образования. Меры, направленные на их решение, предусмотрены в рамках национального проекта «Образование» и одной из его компонент – федерального проекта «Учитель будущего», что позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшем будущем. Кроме того, мониторинг показателей по данному аспекту может проводиться достаточно регулярно и вне рамок международного исследования, что дает возможность контролировать действенность предпринимаемых мер.
Безусловно, большое значение имеет выбор приоритетов в деятельности как директора школы, так и учителей, в том числе в решении важных и стратегических вопросов. Такая деятельность не должна быть затруднена текущей административной работой или работой по формированию отчетности.
Опыт стран, занимающих лидирующие позиции в исследовании PISA, показывает, что налаженные механизмы выявления позитивных управленческих практик, применяемых в школах-лидерах, и их распространение в отстающих школах оказывают положительное влияние на образовательную систему в целом [1].
Стоит заметить, что выявление и распространение передовых практик может стать одним из эффективных механизмов повышения качества образования при наличии сформированного инструментария для реализации данных процедур.
Важно рассматривать профессиональное развитие педагогов в системной связке с работой над обновлением образовательных стандартов, особенно в отношении таких инновационных областей, как критическое и креативное мышление. В любом случае успех в этом направлении может быть достигнут только при создании условий, при которых развитие соответствующих навыков будет неотъемлемой частью всей работы, направленной на повышение качества образования. Для этого, безусловно, должно быть решено множество вопросов, связанных как с введением в педагогическую практику соответствующего понятийного аппарата, так и с подготовкой необходимых методических и учебных материалов.
В последние несколько лет в России реализованы и продолжают реализовываться ряд направлений, связанных с повышением уровня профессионализма педагогов, с модернизацией системы подготовки и повышения квалификации учителей, а также профессиональной оценки педагогов.
В 2013 году были приняты, а к настоящему моменту значительно доработаны профессиональные стандарты педагога [2][3][4]. С 2014 по 2017 год реализован проект по модернизации педагогического образования, в результате которого были существенно доработаны принципы формирования программ подготовки учителей [5]. Кроме того, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации [6] в России идет формирование национальной системы учительского роста (НСУР).
Необходимо также отметить, что начиная с 2016 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации было проведено несколько исследований уровня профессиональной компетентности учителей по различным предметам, результаты которых показали наличие проблем, в том числе и с предметной подготовкой [7].
Проводимое исследование, с одной стороны, фиксирует ряд проблем с подготовкой и повышением квалификации учителей, а с другой – позволяет расширить спектр данных, на основании которых могут приниматься те или иные решения, связанные с развитием перечисленных направлений.
Одним из важных этапов в практической реализации этих направлений должна стать современная система оценки профессионального уровня педагогов, реализуемая как при завершении обучения и входе в профессию, так и при аттестации на квалификационные категории. Такая оценка должна обеспечивать формирование реального компетентностного профиля в соответствии с актуальной версией профессиональных стандартов, а также при необходимости давать возможность гибкого построения программ повышения квалификации и профессиональной поддержки в соответствии с выявленными дефицитами.
Полученные результаты говорят о необходимости совершенствовать управленческий компонент в системе подготовки директоров школ и значительно расширять возможности для их профессионального развития. Важно создавать условия для реализации директором ключевых задач по развитию потенциала школы, налаживанию внутреннего взаимодействия между педагогами и учащимися, созданию внутри школы инструментов и механизмов управления качеством образования.
Вероятно, принятие профессионального стандарта директора образовательной организации положительно повлияет на развитие управленческого потенциала руководителей школ.
Результаты исследований, в том числе с учетом отличий результатов России от результатов стран – лидеров исследования PISA, показывают, что создание функционирующей системы наставничества и адаптации учителей на рабочем месте является одной из ключевых задач для российской системы образования на современном этапе. Подобные программы должны учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит. Это, в свою очередь, предполагает принятие комплекса мер, включающих, в частности, научно-методическое, нормативное, кадровое и финансовое обеспечение системы наставничества.
Большинство реализуемых в настоящее время направлений по развитию образования, в том числе и национальный проект «Образование», предполагают наличие определенной системы мониторинга результатов на основе исследований, оценок, опросов и других аналогичных инструментов. Поэтому развитие практики объективной оценки всех аспектов, связанных с качеством образования, является важнейшим условием для дальнейшего развития системы образования в целом, а также для реализации конкретных проектов в образовании. В свою очередь, важными условиями формирования и развития такой практики является обеспечение своевременной помощи и поддержки тем, кто показывает низкие результаты оценки, в том числе путем развития системы наставничества и профессиональной поддержки.
[1] Шляйхер, А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? : пер. с англ. / А. Шляйхер. – М. : Национальное образование, 2018. – 328 с. – (Антология образования.)
[2] Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
[3] Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://профстандартпедагога.рф/проект-актуализированного-профессио/.
[4] Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования (ред. от 16.06.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/.
[5] Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28 мая 2014 г. № 3241п-П8) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70616270/.
[6] Перечень поручений Президента Российской Федерации на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/state-council/51143.
[7] Режим доступа: https://fioco.ru/results-talis.