Основные результаты
Гендерное и возрастное соотношение
- Профессия школьного учителя является во всем мире преимущественно женской, в России – 85% женщин-учителей (среднее значение по странам-участницам – 68%).
- Женщины преобладают и в директорском корпусе российских школ (77,6% против 49,8%).
- Доля молодых учителей (до 25 лет) в России составляет 4,7%, что выше среднего показателя, равного 2%.
- Количество учителей старшего возраста (старше 50 лет) в России – 40% (в среднем по странам-участницам – 32%).
Возраст
- Средний возраст российского директора равен примерно 51 году, что немного ниже среднего по странам – участницам исследования (52 года).
- При этом в России меньше, чем в среднем, директоров в возрасте старше 60 лет.
Опыт и стаж работы
- Российские учителя опытнее большинства учителей в странах – участницах TALIS: их стаж работы в школе превышает 20 лет (среднее значение – 16,6 лет).
- Российские директора в среднем работают в своей должности около 9 лет, как и большинство директоров из стран – участниц TALIS.
Условия работы учителей
- Учителя из России реже меняют место работы – раз в 15 лет (среднее значение – 10 лет), чаще работают на полную ставку и значительно реже совмещают преподавание двух или нескольких предметов.
- Российские учителя работают больше (рабочая неделя превышает 46 часов, из них 23,5 часа – преподавание), чем в среднем (38 и 20 часов соответственно).
- На административную работу (прежде всего, составление отчётности) приходится более 4 часов (среднее значение – 3 часа). Перегруженность административной работой характерна и для директоров школ.
- Размер класса имеет минимальное влияние на восприятие учителем своей эффективности и удовлетворенности работой только в некоторых странах. Наибольшая связь наблюдается между типом учащихся в классе и мнением учителя о собственной эффективности и удовлетворенности работой.
- Учителя, которые участвовали в принятии решений на уровне школы, характеризуются высокими показателями удовлетворенности работы и восприятия личной эффективности во всех странах-участницах
Образование
- Педагогическое образование получили 94,6% российских учителей, что больше, чем в среднем по странам-участницам (90,06%).
- Российские директора значительно реже проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5% – Россия, 26,48% – в среднем по странам – участницам TALIS).
С более подробной информацией об исследовании TALIS можно ознакомиться на сайте Организации экономического сотрудничества и развития: http://www.oecd.org/education/talis/