TALIS-2013

Основные результаты

Гендерное и возрастное соотношение

  • Профессия школьного учителя является во всем мире преимущественно женской, в России – 85% женщин-учителей (среднее значение по странам-участницам – 68%).
  • Женщины преобладают и в директорском корпусе российских школ (77,6% против 49,8%).
  • Доля молодых учителей (до 25 лет) в России составляет 4,7%, что выше среднего показателя, равного 2%.
  • Количество учителей старшего возраста (старше 50 лет) в России – 40% (в среднем по странам-участницам – 32%).

Возраст

  • Средний возраст российского директора равен примерно 51 году, что немного ниже среднего по странам – участницам исследования (52 года).
  • При этом в России меньше, чем в среднем, директоров в возрасте старше 60 лет.

Опыт и стаж работы

  • Российские учителя опытнее большинства учителей в странах – участницах TALIS: их стаж работы в школе превышает 20 лет (среднее значение – 16,6 лет).
  • Российские директора в среднем работают в своей должности около 9 лет, как и большинство директоров из стран – участниц TALIS.

Условия работы учителей

  • Учителя из России реже меняют место работы – раз в 15 лет (среднее значение – 10 лет), чаще работают на полную ставку и значительно реже совмещают преподавание двух или нескольких предметов.
  • Российские учителя работают больше (рабочая неделя превышает 46 часов, из них 23,5 часа – преподавание), чем в среднем (38 и 20 часов соответственно).
  • На административную работу (прежде всего, составление отчётности) приходится более 4 часов (среднее значение – 3 часа). Перегруженность административной работой характерна и для директоров школ.
  • Размер класса имеет минимальное влияние на восприятие учителем своей эффективности и удовлетворенности работой только в некоторых странах. Наибольшая связь наблюдается между типом учащихся в классе и мнением учителя о собственной эффективности и удовлетворенности работой.
  • Учителя, которые участвовали в принятии решений на уровне школы, характеризуются высокими показателями удовлетворенности работы и восприятия личной эффективности во всех странах-участницах

Образование

  • Педагогическое образование получили 94,6% российских учителей, что больше, чем в среднем по странам-участницам (90,06%).
  • Российские директора значительно реже проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5% – Россия, 26,48% – в среднем по странам – участницам TALIS).

С более подробной информацией об исследовании TALIS можно ознакомиться на сайте Организации экономического сотрудничества и развития: http://www.oecd.org/education/talis/

Фоновая картинка