TALIS

Об исследовании TALIS

Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) является масштабным и авторитетным международным сопоставительным исследованием школьной образовательной среды, условий профессиональной деятельности и развития учителей. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования TALIS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Цель:

Определение наиболее успешных и требующих улучшений аспектов национальной стратегии развития кадрового корпуса системы образования и выработка рекомендации в области кадровой политики, выбора форм подготовки педагогов, повышения квалификации учителей и руководителей школ, поддержки профессионального развития педагогов.

Область оценивания:

В рамках исследования изучаются условия работы школьных учителей и различные аспекты школьной образовательной среды, в том числе установки учителей, особенности организации их работы, используемые учителями методики преподавания, прохождение учителями программ повышения квалификации, роль директоров школ в организации работы учителя и поддержка, которую они оказывают учителям.

Периодичность проведения:

Цикл исследования TALIS составляет 5 лет. Российская Федерация принимает участие в исследовании TALIS начиная с первого цикла исследования в 2008 году. В первом цикле участие России было неофициальным, в 2013 году Российская Федерация уже на официальных основаниях принимала участие во втором цикле исследования.

В первом цикле исследования в 2008 году приняли участие 24 страны, во втором цикле исследования в 2013 году – 34 страны (более 100 тыс. учителей и директоров школ из более чем 6,5 тыс. школ).

Текущий цикл:

В 2018 году в Российской Федерации был проведен основной этап третьего цикла исследования. В третьем цикле наряду с Российской Федерацией в исследовании принимают участие более 45 стран. Отчет по результатам проведения третьего цикла исследования TALIS будет опубликован ОЭСР в 2019 году.

Основные результаты:

Гендерное и возрастное соотношение:

  • Профессия школьного учителя является во всем мире преимущественно женской, в России 85% женщин-учителей (среднее значение по странам-участницам – 68%).
  • Женщины преобладают и в директорском корпусе российских школ (77,6% против 49,8%).
  • Доля молодых учителей (до 25 лет) в России составляет - 4,7 %, что выше среднего показателя, равного 2%.
  • Когорта учителей старшего возраста (старше 50) в России – 40% (в среднем по странам-участницам TALIS 32%).

Возраст:

  • Средний возраст российского директора равен примерно 51 году, что немного ниже среднего по странам-участницам исследования (52 года).
  • При этом в России меньше, чем в среднем, директоров в возрасте старше 60 лет.

Опыт и стаж работы:

  • Российские учителя опытнее большинства учителей в странах-участницах TALIS: их стаж работы в школе превышает 20 лет (среднее значение 16,6 лет);
  • Российские директора в среднем работают в своей должности около 9 лет, как и большинство директоров из стран-участниц TALIS.

Условия работы учителей:

  • Учителя из России реже меняют место работы: раз в 15 лет (среднее значение 10 лет), чаще работают на полную ставку и значительно реже совмещают преподавание двух или нескольких предметов.
  • Российские учителя работают больше (рабочая неделя превышает 46 часов, из них 23,5 часа - преподавание), чем в среднем (38 и 20 часов соответственно).
  • На административную работу (прежде всего, составление отчётности) приходится более 4 часов (среднее значение 3 часа). Перегруженность административной работой характерна и для директоров школ.
  • Размер класса имеет минимальный эффект на восприятие учителем своей эффективности и удовлетворенности работой и только в некоторых странах. Наибольшая связь наблюдается между типом учащихся в классе и мнением учителя о собственной эффективности и удовлетворенности работой.
  • Учителя, которые принимали участие в принятии решений на уровне школы, характеризуются большими показателями удовлетворенности работы и восприятия личной эффективности во всех странах-участницах.

Образование:

  • Педагогическое образование получили 94,6% российских учителей, что больше, чем в среднем по странам-участницам (90,06%).
  • Российские директора значительно реже проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5% - Россия, 26,48% - в среднем по странам-участницам TALIS).

С более подробной информацией об исследовании TALIS можно ознакомиться на сайте Организации экономического сотрудничества и развития: http://www.oecd.org/education/talis/

Фоновая картинка