Интервью Светланы Вениаминовны Ивановой в Учительской газете №11(2018)

Зам. главного редактора Учительской газеты, Ирина Георгиевна Димова провела интервью с директором ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», членом-корреспондентом РАО, профессором, доктором философских наук Светланой Вениаминовной Ивановой.

Выдержки из интервью (вопрос-ответ):

- Светлана Вениаминовна, Институт стратегии развития образования РАО с таким названием появился в 2015 году в результате слияния с пятью научными учреждениями, история одного из которых, самого первого - Института содержания и методов обучения, насчитывает уже более 95 лет. Какую дату вы определяете для себя как главную? Сколько лет вам исполнится в этом году? - Ответ целесообразно дать с дихотомичной позиции. Когда мы подводим итоги выполнения наших планов, государственного задания, смотрим с точки зрения достижения наукометрических показателей, то, конечно, мы считаем, что нам 28 марта 2018 года исполнится три года. Три года после реорганизации Российской академии образования, смены учредителя и объединения пяти институтов РАО в один - Институт стратегии развития образования. Когда мы бросаем ретроспективный взгляд на нашу историю, на сохранение и развитие наших научных школ, мы осознаем, что 95‑летняя история Института содержания и методов обучения, явившегося основным звеном нового института, это, по сути, история педагогической науки страны. В 2019 году мы проведем празднование юбилея и другого флагманского научного центра - Института теории и истории педагогики Российской академии образования, которая также готовится к 75‑летию со дня своего основания.

Ответ целесообразно дать с дихотомичной позиции. Когда мы подводим итоги выполнения наших планов, государственного задания, смотрим с точки зрения достижения наукометрических показателей, то, конечно, мы считаем, что нам 28 марта 2018 года исполнится три года. Три года после реорганизации Российской академии образования, смены учредителя и объединения пяти институтов РАО в один - Институт стратегии развития образования. Когда мы бросаем ретроспективный взгляд на нашу историю, на сохранение и развитие наших научных школ, мы осознаем, что 95‑летняя история Института содержания и методов обучения, явившегося основным звеном нового института, это, по сути, история педагогической науки страны. В 2019 году мы проведем празднование юбилея и другого флагманского научного центра - Института теории и истории педагогики Российской академии образования, которая также готовится к 75‑летию со дня своего основания.

- Если продолжить тему преемственности и сохранения лучших традиций всех ранее действовавших институтов, которые принадлежали сначала Академии педагогических наук, а затем Российской академии образования, что остается незыблемым и укоренившимся для нового института, а от чего вы отказываетесь или что не хотели бы переносить в настоящее и будущее вашего научного учреждения?

- Мы постарались сделать структуру института, отражающую исторически сложившиеся, но актуальные сегодня научные подразделения, то есть не потерять наши заделы, наши замечательные научные кадры. Мы четко определили критерии и показатели научной деятельности, оформили виды деятельности, которые поддерживают основную - научную. Например, образовательную, инновационную (по оформлению результатов интеллектуальной деятельности), научно-информационную. Создали публичную и прозрачную систему представления результатов научной и иной деятельности. И в любое время суток все материалы представлены на нашем сайте. Такая открытость порождает здоровые отношения в коллективе, уважение и внимание к работе друг друга, создает авторитет и известность. Мы проповедуем командный и проектный подходы в нашей деятельности. Работать сложнее, но интереснее.

- Светлана Вениаминовна, слово «стратегия» в переводе с греческого означает «искусство развертывания войск в бою». Конечно, оно уже давно трансформировалось и имеет отношение не только к военной тематике, как правило, его связывают с долговременными целями, важнейшими принципами, планами, намерениями в какой-либо деятельности. Как руководитель института с таким названием и доктор философских наук определяет для себя суть этого понятия применительно к образованию?

- Перевод с греческого очень точен в плане того, что нам пришлось совершить за прошедшие три года. У нас не было времени на становление, оно происходило в ходе основной работы, никаких более мягких условий нам никто не создавал. В первый год работы (2015‑й) было чрезвычайно трудно, когда организационные, технические проблемы сливались с необходимостью выполнить все плановые показатели. Горжусь коллективом, он работал и работает с опережением. Коллеги понимают ситуацию и задачи, из этого я и делаю вывод, что у нас есть команда. Согласна, термин обогатился за века своего существования, и сегодня стратегия - это взгляд в будущее, это работа на перспективу. Думается, что именно у нашего института - научной организации с такой историей, традициями, научными школами - есть все возможности профессионально ставить, разрабатывать в научном плане перспективные задачи образования. Мы готовы вести предметный разговор о наших конкретных предложениях в различных областях педагогического научного познания и на стыке с другими гуманитарными отраслями - в междисциплинарном поле. С одной стороны, мы стремимся давать предложения по стратегическим направлениям развития педагогической науки и системы образования, с другой - нашим ориентиром является реализация принятых стратегических документов. В последние 3‑4 года вышел целый ряд таких документов: Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», указы Президента РФ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где немалое место уделено образованию, воспитанию и др.

- Среди новых тенденций в деятельности вашего института более четкое деление исследований на фундаментальные и прикладные. В чем их специфика и особенности, по каким принципам, каким результатам можно оценить принадлежность научной работы к первому или второму типу исследований?

- Спасибо за этот важный вопрос. Деление на фундаментальные и прикладные исследования в государственном задании предложено нашим учредителем - Минобрнауки России. И для нашего института это очень важно, так как среди наших пятнадцати центров и лабораторий часть занимается фундаментальными исследованиями, а часть - прикладными. Конечно, иногда грань тонка, ведь без фундаментальной основы не может быть прикладных методик, разработки содержания, создания стандартов и программ. Фундаментальные исследования в первую очередь служат выполнению Программы фундаментальных исследований государственных академий наук (в настоящее время действует программа на 2013‑2020 годы, и мы готовим предложения по программе на 2021‑2030 годы). Здесь мы очень тесно взаимодействуем с Российской академией образования. Прикладные исследования нацелены на непосредственное влияние на государственную политику в области образования, на конкретную помощь руководителям разных уровней, преподавателям, учителям.

С подробным интервью Вы можете ознакомиться по ссылке: http://www.ug.ru/archive/73798

No Comments