PISA

PISA - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), проводится Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Данная программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

  • грамотность чтения,
  • математическая грамотность,
  • естественнонаучная грамотность.

С 2003 года было введено еще одно направление - способность решать различные проблемы.

Тесты проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из указанных выше направлений исследования. По остальным направлениям получается обобщенная характеристика грамотности учащихся в данной области.

В 2000 году основное направление – «грамотность чтения»,

в 2003 году – «математическая грамотность»,

в 2006 году – «естественнонаучная грамотность»,

в 2009 году – «грамотность чтения»,

в 2012 году – «математическая грамотность»,

в 2015 году – «естественнонаучная грамотность».

В исследовании принимают участие страны-участницы Организации Экономического Содействия и Развития, а также те страны, которые содействуют с ОЭСР. Количество таких стран каждый раз существенно увеличивается.

Участие России в PISA

Россия принимает участие в PISA с 2000 года во всех циклах мониторинга (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015).

В исследовании 2012 года приняли участие около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран мира.

Выборка российских учащихся 15-летнего возраста в 2012 году включала 5219 обучающихся из 227 образовательных учреждений 42 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (8,4% – 7-8 классы, 73,5% – 9 класс, 13,7% – 10-11 классы), а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (4,3%).

По результатам исследования PISA в 2012 году были отмечены положительные тенденции российских учащихся 15-летнего возраста практически по всем направлениям функциональной грамотности.

По сравнению с предыдущим циклом исследования в 2012 году повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста по стране:

  • по математической грамотности на 14 баллов (с 468 до 482 баллов);
  • по читательской грамотности на 16 баллов (с 459 до 475 баллов);
  • по естественнонаучной грамотности на 8 баллов (с 478 до 486 баллов).

Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности.

Результаты PISA 2012 в России (средний балл в России и средний балл в ОЭСР):

Фильм о программе PISA в Российской Федерации, подготовленный Федеральным государственным бюджетным учрждением "Федеральный институт оценки качества образования" в 2016 году в рамках исполнения Государственного контракта от 08.06.2016 г. № Ф-28-кс-2016.

Фоновая картинка