Международные сопоставительные исследования

 

                                                                    

Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.

Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.

Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях: 

PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)

TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)

PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)

TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)

PIAAC – Международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.

Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семерку лучших в Международном мониторинговом исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в Международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.

Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвященные вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, Аннэ-Берит Кавли – председатель IEA и Дирк Хастедт - исполнительный директор IEA.

В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.

Важность участия России в международных исследованиях

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для обеспечения качества российского образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом совершенствовать российскую систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.

За годы участия в международных сравнительных исследованиях создана организационная схема взаимодействия федеральных и региональных структур практически из всех субъектов Федерации, участвующих в проведении международных исследований в России. Сформированы базы данных образовательных учреждений регионов, которые обновляются для формирования представительной выборки учащихся для проведения очередных исследований.

Многие регионы, принимавшие участие в международных исследованиях, используют полученные материалы и приобретенный опыт в реализации региональных проектов в области оценки качества образования.

Таким образом, актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:

– необходимостью получать объективную информацию о качестве общего образования в России для повышения конкурентоспособности российского образования на международном уровне;

– потребностью овладеть современными технологиями мониторинговых исследований качества образования для повышения объективности и педагогической эффективности проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях.

Более подробную информацию по каждому из исследований можно узнать из соответствующей статьи.

Статьи по международным сопоставительным исследованиям

  • Скачать полный отчет (PDF 2239 KB) Результаты Российской Федерации по финансовой грамотности улучшились на 9 баллов относительно исследования 2012 года. В целом российские обучающиеся показали результаты, сопоставимые со странами ОЭСР. Финансовая грамотность подразумевает набор знаний и умений, для описания которых в исследовании PISA используются пять уровней. Подразумевается, что решению рядовых финансовых задач в повседневной жизни соответствует третий уровень финансовой грам
  • Цикличность исследования TALIS позволяет оценивать динамику изменений параметров, характеризующих работу учителя. Далее представлены изменения в ответах учителей и директоров на некоторые вопросы исследования, освещаемые во второй части национального отчета. (1 часть отчета, 2 часть отчета) За пять лет, прошедших между двумя циклами исследования TALIS, особенности оформления трудовых отношений российских учителей со школой, в которой они работают, не изменились. Подавляющее большинство как рабо
  • Данные исследования TALIS-2018 свидетельствуют о том, что реализуемая политика в области образования имеет положительный эффект, однако можно определить ряд традиционных и новых вызовов, с которыми российской школе предстоит справиться. В контексте реализации национального проекта «Образование» эти вопросы привлекают к себе особое внимание.   Качественный состав школы   Можно наблюдать небольшое снижение темпов омоложения контингента учителей относительно исслед
  • Чего можно ожидать от результатов PIAAC второго цикла? (Перевод статьи (https://www.oecd-ilibrary.org/education/how-much-will-the-literacy-level-of-the-working-age-population-change-from-now-to-2022_3fbc48a8-en) и комментарии подготовлены Центром международных и национальных исследований качества образования ФГБУ «ФИОКО».) К 2022 году средний уровень грамотности взрослого населения трудоспособного возраста (16-65 лет) должен незначительно увеличиться в большинстве стран, которые
  • В четырех странах – Австралии, Канаде, Дании и Швейцарии – проследили за изменениями во взрослой жизни учащихся, которые участвовали в исследовании PISA в 2000 и 2003 годах. Во всех четырех странах 15-летние учащиеся, которые по результатам набранных баллов по читательской грамотности исследования PISA оказались в ¼ лучших учащихся, с большей вероятностью получили высшее образование в возрасте около 25 лет, чем учащиеся, которые набрали меньше баллов. Также 15-летние школьн
  • Результаты исследования PISA-2018 по чтению, математике и естественным наукам были опубликованы 3 декабря 2019 года. В исследовании приняли участие более 600 000 15-летних учащихся из 79 стран и субъектов. Впервые участниками исследования стали Белоруссия, Босния и Герцеговина, Бруней-Даруссалам, Марокко, Филиппины, Саудовская Аравия и Украина, а также провинция Чжэцзян (Китай). В исследовании PISA-2018 внимание было сосредоточено на читательской грамотности учащихся. Новая структура оценки
  • В среднем по странам ОЭСР результаты учащихся сельских школ по естественным наукам на 31 балл ниже по сравнению с учащимися городских школ; в целом данный разрыв может быть объяснен различиями в социально-экономическом статусе учащихся и школ. Ожидается, что в среднем по странам ОЭСР лишь 30% учащихся сельских школ получат высшее образование. Для сравнения: среди учащихся городских школ этот показатель может достигать 50%. Этот разрыв сохраняется при сравнении учащихся сельских и городских шк
  • В 22 странах – участницах исследования PISA мальчики показывают более высокие результаты по естественно-научным предметам, чем девочки, в то время как девочки опережают мальчиков по этому показателю в 19 других странах. Однако мальчики показывают относительно высокую успеваемость по естественно-научным предметам в 65 из 67 участвующих стран. Это значит, что их результаты по исследованию естественно-научной грамотности выше, чем средние результаты в трех областях, которые оцениваются в ис
  • Почти во всех странах – участницах исследования PISA 15-летние учащиеся, демонстрирующие значительную мотивацию достижения, показывают более высокие результаты и в исследовании. Учащиеся, находящиеся в выгодном социально-экономическом положении, показывают более высокие результаты в исследовании PISA и демонстрируют повышенную мотивацию по сравнению с учащимися из неблагополучного окружения. Мотивация, особенно вызванная внешними факторами, связана с тревожностью. В рамках исследова
  • В рамках исследования PISA-2015 впервые были собраны данные дополнительного анкетирования учителей 15-летних учащихся в 19 странах. Было выявлено, что учителя, которые говорили о том, что стать учителем было их целью после окончания школы, показали более высокий уровень удовлетворенности своей работой и профессией в целом. Для них становление учителем было реализацией их амбиций, а не случайностью на рынке труда. На самом деле, по результатам проведенного анализа, достижение цели становления учи
  • По результатам исследования PISA-2015 в Канаде, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Гонконге (Китай), Ирландии, Японии, Южной Корее, Нидерландах, Норвегии, Сингапуре, Словении, Вьетнаме более 30% учащихся из семей с низким социально-экономическим положением* показали высокие образовательные результаты (на уровне 3** или выше по читательской, математической и естественно-научной грамотности). При этом в Алжире, Доминиканской Республике, Косово, Перу и Тунисе менее 1% учащихся из семей с низким с

Фоновая картинка

Фоновая картинка